Как составляется протокол об административном правонарушении

Как составляется протокол об административном правонарушенииБольшинство людей сталкивалось с таким понятием, как протокол об административном правонарушении, причем, как правило, при весьма неприятных обстоятельствах. Принято считать, что это документ, оформляемый сотрудниками дорожной полиции в связи с нарушением гражданами ПДД. В действительности они составляются гос. органами, уполномоченными выявлять, правонарушения, предусмотренные административным законодательством РФ. Как составляется протокол об административном правонарушении, какого его содержание, сроки и рассмотрение?

Что такое протокол?

Это процессуальный документ, целью оформления которого является фиксация правонарушения и сопутствующих ему обстоятельств для последующего рассмотрения и назначения виновному лицу соответствующего наказания.

Однако не все гос. органы наделены полномочиями рассматривать такие дела самостоятельно. При отсутствии таковых составленный в отношении гражданина, либо юр. лица документ передается в судебную инстанцию, где и решается дальнейшая судьба правонарушителя.

Содержание протокола

В соответствии со ст. 28.2 КоАП, обязательными для внесения в документ сведениями являются следующие:

  • дата и место, где составлен;
  • сведения о составителе, включая фамилию, имя, отчество и должность;
  • сведения о правонарушителе (его фамилия, имя, отчество, адрес регистрации и адрес фактического проживания);
  • данные свидетелей и потерпевших лиц (при наличии таковых);
  • число, месяц, год и время совершенного правонарушения;
  • событие правонарушения (суть нарушения и обстоятельства его совершения);
  • статья НПА, предусматривающая наказание за совершенное правонарушение;
  • объяснение виновного лица, либо его законного представителя (чем обусловлен проступок нарушителя), а также замечания, касающиеся порядка оформления протокола (при наличии таковых);
  • отметка о согласии либо несогласии с вменяемым правонарушением;
  • отметка о разъяснении прав и обязанностей лицам, фигурирующим в протоколе в качестве нарушителя и свидетелей правонарушения;
  • личные подписи свидетелей, должностного лица и нарушителя (или законного представителя).

Пример заполнения образца о  мошенничестве скачать.

Порядок составления и вручения документа

Согласно действующим правовым нормам документ, фиксирующий факт совершения административного правонарушения, составляется в присутствии непосредственного виновника. В случае невозможности личного присутствия нарушителя – с участием его доверенного лица, имеющего на руках нотариальную доверенность, позволяющую присутствовать при составлении протокола, а также подписывать документ и предоставлять объяснения от имени доверителя.

В случае неявки указанных лиц данный документ составляется в их отсутствие, а в текст вносится запись о том, что он направлен нарушителю почтой. Уведомление виновного лица о составлении в отношении него процессуального документа является обязательным условием рассмотрения подобных дел. В противном случае документ может быть оспорен в суде и отменен в связи с отсутствием надлежащего уведомления виновного лица.

При этом предполагаемый нарушитель заблаговременно уведомляется о дате и месте составления протокола и только в случае его неявки документ оформляется в отсутствие виновного лица. Копия составленного без присутствия правонарушителя документа согласно п. 4.1 ст. 28.2 КоАП направляется ему не позднее трехдневного срока с момента оформления.

Если документ составляется в присутствии правонарушителя, по завершению его оформления виновному лицу вручается копия с обязательной отметкой о вручении. В случае отказа нарушителя поставить личную подпись в протоколе, в документ вносится запись «от подписи отказался (отказалась)», однако копия все же вручается на руки.

Порядок выявления правонарушения

Место и время составления документа зависят от порядка выявления нарушения. Законодатель допускает оформление документа непосредственно на месте совершения правонарушения. Подобные дела чаще всего связаны с нарушением ПДД, когда сотрудники ГИБДД осуществляют непосредственный контроль за соблюдением правил на дороге. Например, если водитель управляет транспортным средством в нетрезвом виде. В этом случае протокол составляется по результатам освидетельствования на месте остановки ТС, либо сразу после освидетельствования в медицинском учреждении.

Отдельные правонарушения выявляются в ходе плановых и внеплановых (на основании поступивших жалоб) проверок гос. органами соблюдения норм действующего законодательства.

Например, Федеральная инспекция по труду уполномочена проводить подобные проверки без предварительного уведомления правонарушителя. В ходе таких проверок выявляются нарушения в сфере трудового законодательства, а по результатам составляется протокол об административном правонарушении.

А вот выявление правонарушений в сфере дорожного движения не всегда требует присутствия нарушителя, так как действующим законодательством предусмотрена фиксация подобных нарушений в автоматическом режиме (с использованием фото- и видео съемки).

Существуют правонарушения, которые фиксируются должностными лицами, что называется, не выходя из кабинета. Например, часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусматривает наказание за неуплату в установленный законом срок административного штрафа.

Как правило, чтобы отследить данный факт, достаточно иметь доступ к базе данных конкретного уполномоченного органа. Для составления протокола нарушитель вызывается в соответствии с установленным кодексом порядком, однако, в случае неявки допускается оформление протокола в его отсутствие.

Таким образом, главным условием успешного рассмотрения административного дела является надлежащее уведомление виновного лица о зафиксированном в отношении него административном правонарушении.

Сроки составления документа

Исходя из порядка выявления правонарушения, а также необходимости получения дополнительных сведений, ст. 28.5 КоАП устанавливаются предельные сроки, в течение которых допускается оформление документа:

  • составляется незамедлительно (на месте совершения правонарушения), если факт нарушения не требует поиска дополнительных доказательств и уточнения отдельных сведений;
  • составляется не позднее двух суток с момента выявления, если уполномоченному органу требуются дополнительные сведения, либо необходимость уточнения имеющих значение обстоятельств правонарушения;
  • составляется сразу по завершению процессуальных действий, например, по окончанию проверки. Предельный срок проведения административного расследования в соответствии со ст. 28.7 составляет один месяц, однако, в отдельных случаях законодательство допускает продление этого срока до полугода.

Рассмотрение протокола

Ст. 28.3 КоАП содержит подробный перечень государственных органов, уполномоченных составлять административные протоколы в соответствии с их компетенцией. Каждый из этих органов вправе выявлять и фиксировать правонарушения исключительно в соответствии со своими функциями и полномочиями. Это означает, что надзирающий в определенной сфере законодательства госорган, не имеет права выявлять и привлекать к ответственности нарушителей, совершивших административное правонарушение в иной отрасли права.

Кроме того, не все правонарушения, выявление которых находится в компетенции того или иного госоргана, подлежат рассмотрению этим органом. Отдельные статьи административного кодекса рассматриваются исключительно судебной инстанцией. Перечень органов, наделенных правом рассмотрения отдельных административных правонарушений, определен гл. 23 КоАП.

В отдельных случаях обусловлено это санкциями, предусмотренными той или иной статьей кодекса. Если положения статьи предусматривают наказание в вине административного ареста, подобного рода санкцию вправе применить к правонарушителю только суд, следовательно, и рассматривать административное дело будет судебная инстанция, а не орган, выявивший правонарушении, например, полиция.

В таких случаях на уполномоченный государственный орган возлагается обязанность препровождения нарушителя к месту рассмотрения дела. Например, нарушения административного законодательства, предусмотренные ст. 5.35 КоАП РФ, выявляются государственным органом, осуществляющим контроль за исполнением судебных решений, а также решений иных уполномоченных государственных органов (ФССП России).

При этом должностные лица Федеральной службы вправе составить процессуальный документ, однако рассматривать дело по существу и назначать наказание будет суд.

Важно отметить тот факт, что для успешного рассмотрения дела, важно не только учитывать, как составляется протокол об административном правонарушении, обязательным является и присутствие правонарушителя при его рассмотрении. В связи с этим уполномоченный орган, равно как и судебная инстанция, обязаны предварительно уведомить гражданина о дате и месте его рассмотрения.

Возможно вам будет интересна статья: Какое наказание предусмотрено за воровство?

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

Ваше мнение, важно для нас!
Понравилась статья? Поделитесь.
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.