Как составляется протокол об административном правонарушении.

Как составляется протокол об административном правонарушенииБольшинство людей сталкивалось с таким понятием, как протокол об административном правонарушении, причем, как правило, при весьма неприятных обстоятельствах. Принято считать, что это документ, оформляемый сотрудниками дорожной полиции в связи с нарушением гражданами ПДД. В действительности они составляются гос. органами, уполномоченными выявлять, правонарушения, предусмотренные административным законодательством РФ. Как составляется протокол об административном правонарушении, какого его содержание, сроки и рассмотрение?

Что такое протокол?

Это процессуальный документ, целью оформления которого является фиксация правонарушения и сопутствующих ему обстоятельств для последующего рассмотрения и назначения виновному лицу соответствующего наказания.

Однако не все гос. органы наделены полномочиями рассматривать такие дела самостоятельно. При отсутствии таковых составленный в отношении гражданина, либо юр. лица документ передается в судебную инстанцию, где и решается дальнейшая судьба правонарушителя.

Содержание протокола

В соответствии со ст. 28.2 КоАП, обязательными для внесения в документ сведениями являются следующие:

  • дата и место, где составлен;
  • сведения о составителе, включая фамилию, имя, отчество и должность;
  • сведения о правонарушителе (его фамилия, имя, отчество, адрес регистрации и адрес фактического проживания);
  • данные свидетелей и потерпевших лиц (при наличии таковых);
  • число, месяц, год и время совершенного правонарушения;
  • событие правонарушения (суть нарушения и обстоятельства его совершения);
  • статья НПА, предусматривающая наказание за совершенное правонарушение;
  • объяснение виновного лица, либо его законного представителя (чем обусловлен проступок нарушителя), а также замечания, касающиеся порядка оформления протокола (при наличии таковых);
  • отметка о согласии либо несогласии с вменяемым правонарушением;
  • отметка о разъяснении прав и обязанностей лицам, фигурирующим в протоколе в качестве нарушителя и свидетелей правонарушения;
  • личные подписи свидетелей, должностного лица и нарушителя (или законного представителя).

Пример заполнения образца о  мошенничестве можно посмотреть здесь.

Порядок составления и вручения документа

Согласно действующим правовым нормам документ, фиксирующий факт совершения административного правонарушения, составляется в присутствии непосредственного виновника. В случае невозможности личного присутствия нарушителя – с участием его доверенного лица, имеющего на руках нотариальную доверенность, позволяющую присутствовать при составлении протокола, а также подписывать документ и предоставлять объяснения от имени доверителя.

В случае неявки указанных лиц данный документ составляется в их отсутствие, а в текст вносится запись о том, что он направлен нарушителю почтой. Уведомление виновного лица о составлении в отношении него процессуального документа является обязательным условием рассмотрения подобных дел. В противном случае документ может быть оспорен в суде и отменен в связи с отсутствием надлежащего уведомления виновного лица.

При этом предполагаемый нарушитель заблаговременно уведомляется о дате и месте составления протокола и только в случае его неявки документ оформляется в отсутствие виновного лица. Копия составленного без присутствия правонарушителя документа согласно п. 4.1 ст. 28.2 КоАП направляется ему не позднее трехдневного срока с момента оформления.

Если документ составляется в присутствии правонарушителя, по завершению его оформления виновному лицу вручается копия с обязательной отметкой о вручении. В случае отказа нарушителя поставить личную подпись в протоколе, в документ вносится запись «от подписи отказался (отказалась)», однако копия все же вручается на руки.

Порядок выявления правонарушения

Место и время составления документа зависят от порядка выявления нарушения. Законодатель допускает оформление документа непосредственно на месте совершения правонарушения. Подобные дела чаще всего связаны с нарушением ПДД, когда сотрудники ГИБДД осуществляют непосредственный контроль за соблюдением правил на дороге. Например, если водитель управляет транспортным средством в нетрезвом виде. В этом случае протокол составляется по результатам освидетельствования на месте остановки ТС, либо сразу после освидетельствования в медицинском учреждении.

Отдельные правонарушения выявляются в ходе плановых и внеплановых (на основании поступивших жалоб) проверок гос. органами соблюдения норм действующего законодательства.

Например, Федеральная инспекция по труду уполномочена проводить подобные проверки без предварительного уведомления правонарушителя. В ходе таких проверок выявляются нарушения в сфере трудового законодательства, а по результатам составляется протокол об административном правонарушении.

А вот выявление правонарушений в сфере дорожного движения не всегда требует присутствия нарушителя, так как действующим законодательством предусмотрена фиксация подобных нарушений в автоматическом режиме (с использованием фото- и видео съемки).

юридическая консультация онлайн бесплатноЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ

Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

Существуют правонарушения, которые фиксируются должностными лицами, что называется, не выходя из кабинета. Например, часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусматривает наказание за неуплату в установленный законом срок административного штрафа.

Как правило, чтобы отследить данный факт, достаточно иметь доступ к базе данных конкретного уполномоченного органа. Для составления протокола нарушитель вызывается в соответствии с установленным кодексом порядком, однако, в случае неявки допускается оформление протокола в его отсутствие.

Таким образом, в 2019 году главным условием успешного рассмотрения административного дела является надлежащее уведомление виновного лица о зафиксированном в отношении него административном правонарушении.

Сроки составления документа

Исходя из порядка выявления правонарушения, а также необходимости получения дополнительных сведений, ст. 28.5 КоАП устанавливаются предельные сроки, в течение которых допускается оформление документа:

  • составляется незамедлительно (на месте совершения правонарушения), если факт нарушения не требует поиска дополнительных доказательств и уточнения отдельных сведений;
  • составляется не позднее двух суток с момента выявления, если уполномоченному органу требуются дополнительные сведения, либо необходимость уточнения имеющих значение обстоятельств правонарушения;
  • составляется сразу по завершению процессуальных действий, например, по окончанию проверки. Предельный срок проведения административного расследования в соответствии со ст. 28.7 составляет один месяц, однако, в отдельных случаях законодательство допускает продление этого срока до полугода.

Рассмотрение протокола

Ст. 28.3 КоАП содержит подробный перечень государственных органов, уполномоченных составлять административные протоколы в соответствии с их компетенцией. Каждый из этих органов вправе выявлять и фиксировать правонарушения исключительно в соответствии со своими функциями и полномочиями. Это означает, что надзирающий в определенной сфере законодательства госорган, не имеет права выявлять и привлекать к ответственности нарушителей, совершивших административное правонарушение в иной отрасли права.

Кроме того, не все правонарушения, выявление которых находится в компетенции того или иного госоргана, подлежат рассмотрению этим органом. Отдельные статьи административного кодекса рассматриваются исключительно судебной инстанцией. Перечень органов, наделенных правом рассмотрения отдельных административных правонарушений, определен гл. 23 КоАП.

В отдельных случаях обусловлено это санкциями, предусмотренными той или иной статьей кодекса. Если положения статьи предусматривают наказание в вине административного ареста, подобного рода санкцию вправе применить к правонарушителю только суд, следовательно, и рассматривать административное дело будет судебная инстанция, а не орган, выявивший правонарушении, например, полиция.

В таких случаях на уполномоченный государственный орган возлагается обязанность препровождения нарушителя к месту рассмотрения дела. Например, нарушения административного законодательства, предусмотренные ст. 5.35 КоАП РФ, выявляются государственным органом, осуществляющим контроль за исполнением судебных решений, а также решений иных уполномоченных государственных органов (ФССП России).

При этом должностные лица Федеральной службы вправе составить процессуальный документ, однако рассматривать дело по существу и назначать наказание будет суд.

Важно отметить тот факт, что для успешного рассмотрения дела, важно не только учитывать, как составляется протокол об административном правонарушении, обязательным является и присутствие правонарушителя при его рассмотрении. В связи с этим уполномоченный орган, равно как и судебная инстанция, обязаны предварительно уведомить гражданина о дате и месте его рассмотрения.

Возможно вам будет интересна статья: Какое наказание предусмотрено за воровство?

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

юридическая консультация онлайн бесплатноЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ

Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий