Возврат товара ненадлежащего качества. Закон о защите прав потребителя.

возврат товара что этоЭкономическая система любой страны, любого человеческого сообщества строится на фундаменте отношений трех сторон. Первая сторона — это тот, кто производит или продает товар. Вторая — это тот, кто покупает, потребляет услуги, т.е. потребитель. Третьей стороной является государство, которое выступает в роли некоего арбитра, т. е. того, кто устанавливает определенные правила и следит за тем, чтобы они неукоснительно соблюдались всеми участниками рынка.

Одной из таких форм  регулирования подобных отношений между продавцом и покупателем (в самом широком смысле этого понятия), является издание законодательных актов. Их задача состоит в том, чтобы четко регламентировать отношения между покупателем и продавцом — начиная от рекламы товара через сеть интернет и заканчивая тем, как правильно совершить возврат товара ненадлежащего качества и компенсировать свои материальные и даже моральные издержки.

В этой статье будет рассказано о том, что представляет собой законодательство о защите прав потребителей, на каких принципах работает эта система, а также о том, кто защищает практически эти права и как это может выглядеть в реальной жизни.

Общие понятия и принципы работы закона «О защите прав потребителя».

Современная российская система защиты прав потребителей фактически создана заново после того, как перестал существовать СССР, где надо признать, тоже имелась своего рода модель защиты прав потребителей.

Чаще всего это выражалось в том, что можно было написать в жалобную книгу, написать заметку для журнала «Фитиль» или, в крайнем случае, пожаловаться через комсомольские и партийные органы власти.

Нынешняя правовая система защиты прав потребителей в России практически полностью построена на базе западных стандартах права и ФЗ « О защите прав потребителей» в редакции от 1992, также как и положения и нормы ГК РФ, базируется на принципах принятых в западных демократических странах.

Эти  правовые принципы защиты включают в себя:

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО

Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

  1. Каждый потребитель имеет неотъемлемое право на получение всесторонней и объективной информации о качестве и составе товара или услуги, также всех необходимых условий правильного с ними обращения.
  2. Каждый человек имеет право на то, чтобы приобретаемый товар или услуга отвечали определенным нормам безопасности. Это касается не только общеизвестных норм пожарной или электробезопасности, но и таких параметров, как экологическая безопасность.
  3. Каждый потребитель товара или услуги имеет право на выбор. Этот выбор должен быть такого свойства, чтобы человек мог сам определить все достоинства и недостатки каждого предоставленного товара или услуги. Особенно это касается вопроса предоставления услуг компаниями — монополистами, в частности, это поставщики услуг ЖКХ, обеспечения жилья электричеством, водой и теплом.
  4. Право на то, чтобы все претензии и жалобы любого потребителя или покупателя были услышаны как теми, кто продает и производит товар (или предоставляет услугу), так и теми, кто наделен властными полномочиями, чтобы следить за соблюдением прав граждан на получение качественных товаров и услуг.
  5. Каждый покупатель на рынке или тот, кому оказываются какие — либо услуги, имеет право на то, чтобы ему компенсировали в полном объеме те или иные материальные и даже моральные издержки, которые он понес из-за некачественного товара или предоставленной ему услуги. Такая компенсация должна быть не только адекватной, но и своевременной и получаемой в полном объеме.
  6. Каждый покупатель или потребитель имеет право на то, чтобы получать информацию о новых товарах и услугах, а также обо всех новшествах законодательства так или иначе, имеющих цели защитить их законные права.

Кроме этих базовых принципов соблюдения прав человека, как покупателя, имеются также мировые стандарты, относящиеся к таким нормам, как право на качественную окружающую среду, а также соблюдение его прав на удовлетворение тех или иных основных  потребностей (право на жилице, право на свободу перемещения и т.п.)

Кто имеет полномочия по защите прав российских потребителей

Кроме чисто законодательных положений, прописанных в многочисленных правовых актах, защитой прав потребителей занимаются определенные публичные (государственные) и общественные институты.

Такими в частности являются:

  • органы исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, региональном или местном, муниципальном). Применительно к местным властям города или поселка (муниципального образования) это имеет форму определенных отделов (департаментов) в структуре администраций.
  • органы прокуратуры, которые имеют право немедленного реагирования на нарушения прав личности, в том числе и ее прав как потребителя.
  • судебные органы, которые участвуют в рассмотрении исковых жалоб граждан на их обращения, связанные с некачественно предоставленными услугами или проданными им товаров. Также имеет смысл упомянуть тот факт, что при рассмотрении подобных исков, если общая сумма компенсации не превышает 1000 000 рублей, то гражданин — заявитель освобождается от уплаты государственной пошлины, а также от всех судебных издержек.
  • некоммерческие и другие общественные организации, которые, так или иначе, принимают участие в деле защиты прав потребителей.

Кроме перечисленных российских субъектов права, также не стоит забывать, что есть немало международных ассоциаций, защищающих права потребителей по всему миру.

Некоторые практические аспекты применения «Закона о защите прав потребителей»

Кроме юридических  формулировок, определений, положений, существующий в России закон, связанный с защитой прав человека, как потребителя, содержит в себе немало практических моментов.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО

Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

Одним из таких, часто встречающихся  аспектов взаимоотношений межу продавцом и покупателем, является проблема некачественного товара и способы урегулирования такого рода малоприятных моментов. В частности, речь чаще всего идет о том, как и на каких условиях, некачественный товар может быть возвращен продавцу или что может быть основанием, чтобы предъявить такую претензию (в том числе и судебную).

Начать стоит с самых  главных оснований, по которым товар или услуга могут быть признаны некачественными, о чем непосредственно говорится в Законе.

Такими основаниями могут быть:

  • товар не имеет параметры и характеристики, которые были изначально указаны в рекламе или прописаны (оговорены) самим продавцом. Т.е., например кроссовки, заказанные покупателем через сайт магазина должны быть синего цвета, но ему были доставлены черного.
  • несоответствие товара и прилагающихся к нему дополнительных приспособлений стандартам качества и безопасности.
  • товар имеет такие дефекты, которые не позволяют его использовать по прямому назначению. К таким дефектам могут относиться даже те, которые не препятствуют использованию товара по прямому назначению. Например, автомобиль, купленный с дефектом покраски. Этот дефект не влияет на технические характеристики машины. Но дефект покраски кузова — это несоответствие требованиям качества товара, относящиеся ко всей машине в целом, а не отдельным ее элементам — кузова, шасси или двигателя.
  • товар имеет явные (или скрытые) недостатки конструктивного характера, которые не позволяют его использовать в должной мере. Например, электрическая мясорубка имеет конструктивную недоработку, из — за которой она не может полностью перерабатывать мясные продукты. Прямой вины продавца в этом нет, вина целиком лежит на том, кто конструировал такую мясорубку. Но в любом случае, такой конструкционный дефект служит явным основанием для возврата товара.

Кроме этих основных положений, прямо указывающих на то, как могут  быть защищены права потребителя (покупателя), также в Законе имеется и ряд положений, которые ограничивают такие меры защиты от возможных злоупотреблений со стороны  покупателя. Так имеются нормы, согласно которым, товар не подлежит возврату, если дефект или недостатки возникли по причине самого покупателя. В частности, установлены нормы и сроки возврата, прохождения товарной экспертизы в случае спорных вопросов.

Подводя итог сказанному, можно сделать определенный вывод, что существующий Закон «о защите прав потребителя» является неплохим инструментом для отстаивания своих законных прав покупателем. Но и для продавцов это тоже неплохой информационный материал, позволяющий застраховать свой бизнес от различных неприятностей, связанных с поставкой некачественных товаров со стороны производителей или поставщиков (различных дилеров и дистрибьюторов).

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

юридическая консультация онлайн бесплатноЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ

Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий