Государственная служба: что это, система, главные принципы и виды

государственная служба что этоТакое правовое явление как госслужба в РФ, тесно переплетается с законодательством нашей страны. Как один из общественных институтов она входит в состав фундаментальных звеньев государственности России и призвана обеспечивать стабильную работу ее органов. Государственная служба — что это, каковы ее главные принципы, классификация и другие вопросы регламентируются НПА РФ.

Понятие и законодательная база

Госслужба представляет собой сферу квалифицированную деятельности высокого уровня профессионализма, направленную на исполнение главных задач и функциональных назначений гос. органов, а также отдельных компетентных лиц, занимающих должности в аналогичной сфере деятельности.

Систему построения, виды и основополагающие утверждения госслужбы регулирует ФЗ №58.

Профессиональная деятельность госслужащих всех ветвей власти регулируется специальными ФЗ и уточняющими основные положения закона НПА. Полный набор должностей госслужащих, закреплен в специальном реестре, состоящем из списков воинских, федеральных гражданских, а также других видов должностей.

Система госслужбы

В соответствии с законодательством РФ принято выделять следующие виды профессиональной деятельности госслужащих:

  1. Военная служба.
  2. Гражданская госслужба.
  3. Другие виды деятельности органов власти.

Общая деятельность госслужащих складывается из работы представителей федеральных и региональных служб. Военные и служащие иных должностей входят в перечень федеральных госслужащих.

Отличительные признаки

Госслужба разительно отличается от обычной трудовой деятельности. Граждане, состоящие на должностях государственной службы, обладают определенным набором специальных качеств и знаний, на основании которых можно выделить основные признаки, характеризующие этот вид трудовой деятельности:

  1. Высокий уровень профессионализма лиц, занимающих свои должности в гос.органах. Профессиональная деятельность госслужащих не может осуществляться по совместительству. Подобного рода занятость рассматриваются исключительно, как основной вид трудовой деятельности. Человек, имеющий статус госслужащего не имеет права иметь сторонний дополнительный доход, но может преподавать в учебных заведениях, издавать собственные научные или творческие работы.
  2. Соответствие практического опыта, знаний и личностных качеств сотрудника занимаемой должности в части образования, величины специального стажа, навыков, накопленных в период обучения и выполнения своих непосредственных профессиональных обязанностей.
  3. Осуществление лицами своей трудовой деятельности исключительно в гос.органах. Причем в их состав входят также унитарные предприятия и казенные учреждения, состоящие при этих органах. Важно отметить, что отдельные госучреждения и службы нередко заключают договоры с гражданами, исполняющими обязанности на основании Трудового кодекса. При этом сотрудники, осуществляющие деятельность на основании трудового соглашения, не относятся к категории госслужащих.
  4. Исполнение обязанностей госслужащего в соответствии с должностью, включенной в специальный реестр. Замещение должности, не входящей в Сводный реестр, не допустимо. Кроме того, после прохождения конкурса на замещение той или иной гос.должности гражданин включается в резерв претендентов на замещение определенных должностей. Однако, приступить к исполнению обязанностей резервный кандидат вправе только после его официального назначения в соответствии с трудовым законодательством.
  5. Выплата денежного вознаграждения производится исключительно из бюджетных средств, следовательно, работодателем при осуществлении госслужащими профессиональной деятельности выступает государство в лице субъекта власти.

 Классификация и принципы разделения на виды

Систему госслужбы образуют три основные составляющие:

  1. Государственная гражданская;
  2. Правоохранительная;
  3. Военная службы.

Разделение по ветвям власти

Основная классификация основывается на конституционном принципе разделения властей.

Законодательная власть Парламент РФ: СФ и Госдума, а также аналогичные органы регионального уровня
Исполнительная власть Министерства, в структуре которых осуществляют деятельность федеральные службы России
Судебная власть Конституционный суд, а также суды общей юрисдикции, мировые судебные участки, арбитражные суды, отправляющие правосудие на уровне субъектов РФ.

Помимо этого, разделение властных структур предусматривает обособленные гос.органы, не входящие в структуру ни одной из ветвей. Это все подразделения Администрации президента, в том числе Совет Безопасности, управления и структурные подразделения субъектов органов прокуратуры, ЦИК, Счетной палаты, Уполномоченных органов по правам человека. К подобным категориям должностей госслужбы также относятся должности аппарата судов общей юрисдикции и Верховного суда.

Разделение по функциям

Деление служб в зависимости от выполняемых функций предусматривает:

Вид госслужбы Должности госслужащих
Гражданская исполняющих главные задачи органов всех ветвей власти на федеральном и региональном уровне
Военная в вооруженных силах. Основная задача служащих таких структур — безопасность и оборона страны.
Правоохранительная В соответствующих органах, задачами которых является обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью, а также содействие в защите гражданских прав и свобод

Принципы госслужбы

На них строится и функционирует вся система. Принципы составляют основу деятельности каждого отдельно взятого лица, исполняющего свою проф.деятельность в гос.подразделении и органов власти в целом. Принципы и их содержание регламентируются основным законодательным НПА для госслужащих — ФЗ №58.

Наименование принципа Его расшифровка
Федерализм заключается в централизации управления системой госслужбы, единстве общепринятых понятий внутри ее структуры
Соблюдение законности относительно понятия госслужбы этот принцип состоит в неукоснительном соблюдении правового статуса госслужащих, который регулируется федеральным и специальными НПА, доступными для публичного ознакомления
Соблюдение гражданских прав и свобод приоритетное направление деятельности всех гос.органов и должностных лиц исполняющих в них свои профессиональные обязанности. Занимающее гос.должность лицо обязуется действовать исключительно в интересах граждан, права и свободы которых нарушены вследствие незаконных действий третьих лиц, в том числе должностных.
Целостности системы организации госслужбы подразумевает единство требований и условий прохождения службы, а также равенства всех кандидатов на замещение государственных должностей
Установление связи между государственной и муниципальной службами Основой которой является разделение властей. Каждая структура и отдельно взятий служащий обязан самостоятельно исполнять свои функции в соответствии с назначением. Взаимодействие властей состоит в ограничении и уравновешивании друг друга.
Открытость заключается в возможности контроля за деятельностью служб, доступности информации об их деятельности, а также в обеспечении доступа к сведениям, затрагивающим права и интересы отдельно взятого гражданина.
Высокий профессионализм компетентность лиц, задействованных в исполнении гос.задач, гарантирует соблюдение прав граждан, исключая возможность поступления на службу лиц, не соответствующих должности.
Гарантии защиты должностных лиц от незаконного вмешательства в их проф. деятельность со стороны гос. органов и иных граждан призван оградить лицо, исполняющего свои проф.обязанности от неправомерного давления, понуждения к нарушению закона. Лица, наделенные властными полномочиями, обязаны действовать исключительно в рамках закона и должностной инструкции.

Систематизация в зависимости от условий службы

В зависимости от правового статуса госслужащих, а также особенностей выполнения служебных обязанностей различают гражданскую и милитаризованную государственные службы. Последняя в свою очередь состоит из военной и правоохранительной. Существенными отличиями милитаризированной службы от гражданской принято считать:

  • Определение в качестве основной функции – поддержание правопорядка и безопасности граждан.
  • Установление специального положения в отношении милитаризованных служащих, отличного от общего и должностного.
  • Использование особых средств в процессе осуществления профессиональной деятельности. К таковым относится оружие, спецсредства, а также физиологический потенциал служащих.
  • Использование специальных методов осуществления профессиональной деятельности, например, боевых, оперативно-розыскных, технических, и других методов, применяемых исключительно этими службами.
  • Особые условия несения службы, включающие специальный режим службы, оплату, гарантии, пенсионное и социально-бытовое обеспечение.
  • Соблюдение особого дисциплинарного распорядка при несении службы.
  • Установление особого порядка привлечения служащих к ответственности за дисциплинарные нарушения, а также нарушения в сфере уголовного и административного права.

Госслужба РФ это правовой институт, который находится в постоянном развитии. Внешние и внутренние факторы требуют своевременного реформирования и совершенствования законодательства в этой области. Только такой подход позволит поддерживать нормальную работоспособность и функционирование рассмотренной системы.

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

Ваше мнение, важно для нас!
Понравилась статья? Поделитесь.
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.