Обеспечение жильем – одно из основных направлений государственной социальной поддержки нуждающихся и социально незащищенных категорий россиян. Одним из видов такой господдержки является жилищный сертификат чернобыльцам.
Законодательная база
Помимо действующих и уволенных госслужащих, занимающих должности в МВД, МЧС, ФСИН, ФНС, Росгвардии, военнослужащих, переселенцев, правом на использование государственной субсидии обладают граждане, пострадавшие от радиоактивного облучения.
Основные НПА, регулирующие право на получение дотации от государства на покупку квартиры и порядок его реализации в отношении лиц, подвергшихся радиоактивному облучению – это:
- ФЗ № 1244-1.
- Пост. Правительства № 866.
- Пост. Правительства № 153.
Лица, имеющие право на такую субсидию, могут реализовать его в рамках специальной целевой программы, финансированной государством.
Все ли чернобыльцы могут рассчитывать на сертификат?
Для получения именного свидетельства, необходимы определенные условия.
Рассчитывать на предоставление госсубсидии в соответствии с основополагающими законами РФ вправе лица:
- непосредственные участники, оказавшиеся в эпицентре катастрофы;
- находившиеся в зоне радиоактивного воздействия после произошедшей техногенной катастрофы;
- принимавшие участие в устранении последствий.
Вышеуказанные категории лиц они должны быть признаны нуждающимися на основании закона, т.е включены списки таковых. Кроме того, претендент должен обладать правом на помощь в приобретении жилых квадратных метров за счет федеральных средств. В соответствии с законом, дотация предоставляется во внеочередном порядке.
Как получить?
Для участия в целевой программе необходимо обратиться в органы МСУ, где гражданин состоит на учете.
Документы принимаются в следующем составе:
- письменное заявление на выдачу именного сертификата на покупку квартиры, составленное от имени лица, наделенного правом на его получение;
- копии гражданских паспортов чернобыльца, членов его семьи;
- справка, подтверждающая нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий (о том, что стоит на учете);
- выписка из домовой книги;
- правоустанавливающий документ на дотацию из федеральных бюджетных средств (о том, что заявитель действительно принадлежит к категории пострадавших граждан);
- правоустанавливающий документ, на дополнительные квадратные метры (если такое право предусмотрено законодательно, например, если претендент имеет почетное звание, степень инвалидности). Как правило, размер дополнительной площади составляет 15 кв.м.
Когда могут отказать?
В случае несоблюдения законодательного регламента, исполнительный орган местной власти может отказать в зачисление претендента в очередь на получение госпомощи в виде сертификата. Куда обращаться в этом случае, и по каким причинам может поступить отказ?
Как правило, заявителям отказывают, если:
- предоставлен неполный пакет документов;
- ранее данное право на субсидию было реализовано в рамках другой программы или по другим основаниям;
- претендент не имеет права на дотацию по рассматриваемым основаниям (например, является дальним родственником);
- в собственности уже имеется жилой объект недвижимости, который соответствует установленным законом нормативам.
Если основание предусматривает повторную подачу документов, например, ранее был представлен не полный перечень приложения к заявлению, обращаться необходимо в тот же исполнительный орган.
Размер субсидирования
Сумму дотации определяется тем же органом, что занимается и выдачей сертификатов. Данный документ чернобыльцам выдается, в том числе и из расчета положенных метров на членов его семьи. Исходя из этого, а также стоимости одного кв. м. в регионе страны, где выдается свидетельство, рассчитывается размер господдержки.
В соответствии с установленными нормативами на заявителя (если он проживает один) выделяется тридцать три квадратных метра жилья. Если семья чернобыльца состоит из двух человек, норма составляет сорок два кв.м., если из трех и более человек – на каждого члена семьи положено восемнадцать кв. м. жилой площади.
Рассчитать примерную сумму субсидии можно по следующей схеме:
- Допустим, цена кв. м. в отдельно взятом регионе составляет сорок тысяч рублей. Гражданин, претендующий на получение дотации, нуждается в сорока двух кв. м. жилой площади — для себя и своей супруги.
- Следовательно, 40 000*42=1680 000. Таким образом, для покупки квартиры ему требуется один миллион шестьсот восемьдесят тысяч рублей.
Срок действия документа и порядок покупки квартиры по сертификату
Именной документ на субсидию для покупки квартиры, считается действительным с момента подписания документа уполномоченным должностным лицом и до истечения трехмесячного периода времени. Его можно использовать либо для приобретения подходящего нормативам жилого объекта, либо для внесения в качестве первоначального взноса по ипотечному займу.
В указанный выше срок, держатель обязан обратиться в финансовую организацию, которая работает с госпрограммами, и открыть личный счет. На него будет перечислена дотация для расчета с продавцом приобретаемой недвижимости. По истечении срока действия сертификата, банк имеет право не принять его.
В этот же период держатель должен найти подходящее жилье. Допускаются варианты, покупки квартиры, как на вторичном рынке, так и в новостройке. Стоит учитывать, что при покупке жилого объекта недвижимости за счет средств выданного сертификата, гражданин имеет право использовать и собственные сбережения, если для желаемого варианта средств сертификата недостаточно.
После заключения сделки и регистрации квартиры в банк предоставляется заключенный с продавцом договор купли-продажи и выписка из ЕГРН, подтверждающая право владения приобретенным жильем.
Законодательный регламент предусматривает одновременное оформление держателем сертификата распоряжения на перечисление положенной дотации в счет погашения долга перед продавцом. В документе, заключенном при совершении сделки, обязательно указываются данные о выданном покупателю сертификате, а также реквизиты заключенного с банком соглашения.
На проверку предоставленных участником госпрограммы документов и принятия решения о перечислении средств, законодатель предоставляет кредитной организации трехдневный срок. Если документы оформлены надлежащим образом и не вызывают сомнений у работников финансовой организации, в течение дня банк направляет заявку на перечисление субсидии второй стороне сделки (продавцу квартиры).
По общим правилам, договор с банком на л/с прекращает действие одновременно с истечением срока выданного держателю исполнительным органом сертификата. В отдельных предусмотренных законом случаях соглашение может быть продлено.
В качестве таких оснований выступают случаи, если:
- банк принял поданные держателем сертификата документы в установленный срок, но оплату не произвел;
- приобретатель жилья не успел оформить недвижимость до истечения срока действия договорных отношений с банком, но предоставил расписку из регистрационного органа о принятии документов на регистрацию с указанием срока исполнения;
- по результатам проверки представленных документов банк отказал в перечислении дотации и вернул документацию для устранения выявленных нарушений.
Кроме того, кредитная организация вправе отказать в принятии именного сертификата, если выявит явные несоответствия указанных в нем реквизитов паспортным данным держателя, а также по истечении трехмесячного периода с момента выдачи документа на руки его владельцу.
В любом случае сразу после получения документа, держателю необходимо действовать максимально оперативно и грамотно, чтобы уложиться в отведенные законом сроки и избежать возможных последствий пропуска срока.
Жилищный сертификат чернобыльцам – это не только мера соц. поддержки пострадавшим гражданам, но и способ улучшения существующих жил. условий.
Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!