Среди системы гражданских правоотношений оформление наследственных прав стоит в том же ряду, что и покупка, продажа недвижимости, заключение или расторжение брака, вопросы, связанные с дарением имущества. Традиционно, еще с давних советских времен, правовая юрисдикция по оформлению наследственных прав осуществлялась, либо через систему нотариата, либо через органы опеки, и как последняя инстанция — в ходе судебных разбирательств.
В настоящее время, на смену этой устаревшей и довольно забюрократизированной системе, пришла новая — оформление наследства через МФЦ, стало больше соответствовать современным стандартам цивилизованной работы по всем вопросам, касающихся оформления различных документов и прав граждан.
В этой статье будет рассказано о том, как и в каком случае можно оформить право на наследство через МФЦ (многофункциональные центры), какие для этого могут потребоваться документы, а также о том, какого следует придерживаться порядка, чтобы не терять напрасно время тех, кто занят решением этого важного вопроса
Какие нужны документы для оформления наследства через сеть МФЦ в России
Во многом то, какие документы следует подготовить для оформления наследственных прав через МФЦ, зависит от конкретной ситуации заявителя.
Как правило, наследственные права возникают в ряде известных и стандартных случаев, как то:
- вступление в права наследования по составленному предварительно завещанию (т.е. должным образом оформленное и зарегистрированное через нотариальную контору).
- Вступление в права наследования в порядке очереди наследования, утвержденном в соответствии с положениями статей Гражданского Кодекса РФ (глава 63 ГК РФ).
- Вступление в права наследования третьих лиц, когда у завещателя имеется контрактные отношения (составлен или имеется договор), по условиям которого наследуемое имущество и прочие активы переходят в собственность третьих лиц при условии выполнения ими каких – то условий, как при жизни завещателя, так и в дальнейшем. Такими условиями могут быть, например, уход, выполнение каких – то обязательств перед родственниками, т.е. практически все что угодно, что не противоречит существующему законодательству.
Таким образом, принимая во внимание все эти стандартные ситуации, перечень документов или пакет, которые необходимо предварительно подготовить для оформления наследственных прав может состоять, как минимум, из следующих пунктов:
- Документ, удостоверяющий личность заявителя на право наследования. Это может быть не только общегражданский паспорт гражданина РФ, но также его заграничный паспорт, если право наследования оформляется за рубежом, через сеть консульских учреждений РФ. Если речь идет о заявителе, имеющем кроме российского, еще и гражданство иностранного государства, то необходимо предоставить апостиль (нотариально заверенный перевод документа) паспорта иностранного государства.
- Свидетельство о праве на наследство или завещание.
- Свидетельство о смерти наследодателя, либо документ его заменяющий.
- Документ, могущий подтвердить адрес или место последней регистрации по месту жительства завещателя, в качестве чего могут служить выписка из домовой книги, либо справка из паспортного стола местного подразделения ФМС (миграционная служба).
- документ, могущий доказать то, что наследник имеет право собственности на имущество. Как пример, это может быть копия свидетельства долевой собственности на квартиру, дом, земельный участок, на долю в уставном капитале компании (если речь идет о наследовании бизнеса), ценные бумаги и прочие активы.
- если отсутствует документ, подтверждающий право наследования (завещание), то любой документ проясняющий или удостоверяющий степень родства заявителя — паспорт, метрика или свидетельство рождения и прочие документы, которые дают ясное основание определить, в какой степени находится родство завещателя и заявителя.
Несмотря на то, что приведенный список вполне укладывается в стандартный пакет документов, используемых в большинстве случаев оформления наследства, следует иметь в виду, что в каждом конкретном случае могут понадобиться и другие документы.
Особенно это важно, если имеются какие-то спорные моменты, связанные с распределением наследства среди многочисленных претендентов.
Общий порядок оформления наследственных прав через МФЦ
Весь порядок оформления наследства, в том числе и через МФЦ, можно условно разделить на два основных раздела.
Первый раздел – это самостоятельная подготовка документов, которую не может выполнить за гражданина ни одно официальное учреждение (разве что только семейный адвокат, либо лицо, действующее по генеральной доверенности).
Что входит в эту первую часть подготовки:
обращение в органы нотариата (частного или государственного) за получением свидетельства о праве на наследство. Это достаточно затратный по времени процесс, особенно если кто — то из родственников или третьих лиц намерен оспорить размер или долю наследуемого имущества, прав или активов.
оплата государственной пошлины за оформление права наследства. Как правило, МФЦ принимают некоторые платежи, связанные с госпошлинами, но в случае наследства придется заявителю делать все самому. Основная особенность этой пошлины состоит в том, что ее размер определяется исходя из оценочной стоимости завещаемого имущества. Существует следующий порядок определения стоимости пошлины — для близких родственников сумма составляет 0.3% от стоимости имущества. Для наследников второй и последующих очередей — 6%. Здесь нужно сказать, что стоимость в данном случае определяется или фиксируется специальным документом, который необходимо получить, воспользовавшись услугами оценщиков или аудиторов.
Если весь предварительный этап пройден успешно, то заявитель может уже непосредственно работать с МФЦ,
Порядок или алгоритм оформления наследства в этом случае выглядит следующим образом:
- определяется тот МФЦ, через который следует производить все операции. Как правило, МФЦ должен быть «привязан» (иметь право обслуживания) к тому месту, где жил или был зарегистрирован завещатель и где были оформлены его права собственности. Выбрать интересующий МФЦ несложно – для этого достаточно воспользоваться порталом «Госуслуги» или сайтами местных муниципальных администраций, где указан весь список МФЦ по районам, областям и т.д.
- Также выясняются все контактные данные, необходимые для предварительного согласования оптимального времени посещения МФЦ.
- Подача заявления на оформление наследства. Это делается обычно в самом офисе МФЦ, при помощи сотрудника центра. Но если имеется такая возможность, то лучше это сделать заранее, для чего можно воспользоваться дистанционными электронными сервисами, как на сайтах МФЦ, так и через портал «Госуслуги». Можно сделать еще проще — распечатать бланк заявления с сайта МФЦ, аккуратно его заполнить и прийти уже в центр с готовым заявлением, не тратя время на его заполнение в офисе.
- Подача документов. После того, как оформлено заявление, подается весь пакет документов в МФЦ. При этом сотрудник, работающий с клиентом по данному вопросу, закрепляется за ним на весь период его обслуживания. При приеме документов, они все проверяются, уточняются некоторые факты и в итоге сотрудник МФЦ должен выдать заявителю расписку в том, что он принял документы. В этой расписке также указывается срок — время и дата, когда нужно прийти за готовыми документами, а также контактные данные сотрудника, для решения каких – то оперативных вопросов по поводу оформления .
- Получение свидетельства о праве на наследство происходит в указанные даты и время. Здесь надо указать, что не всегда при оформлении наследства выдается отдельный документ или свидетельство. Например, если речь идет о части наследства, то заявителю оформят выписку из ЕРГН, в которой фиксируется его право на долю в определенном имуществе или собственности. Дальнейшее оформление прав собственности может иди и по другим основаниям, которые также делаются через МФЦ,
Что касается сроков оформления наследства, то во многом все зависит от того, насколько решены спорные моменты между претендентами на наследуемое имущество. Подобные споры, как показывает практика, могут длиться годами, через многочисленные судебные разбирательства.
Если же все документы в порядке, и нет каких- то претензий со стороны родственников или третьих лиц, то оформление права на наследование обычно укладывается в 10 дневный срок.
При этом надо иметь в виду, что в любом случае полное вступление в права наследования происходит при истечении срока в 6 месяцев.
Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!