Бизнес по франшизе, преимущества и недостатки ведения бизнеса под чужим брендом

бизнес по франшизе что этоСтремление человека быть самостоятельным, независимым, в том числе и экономически, также естественно, как и желание быть свободным. Поиски такой свободы происходят разными путями, но в большинстве случаев выбирается путь создания своего бизнеса, не исключая и такие малоизвестные варианты, как бизнес по франшизе что это рассмотрим в этой статье.

 

Создание своего бизнеса тоже может иметь различные форматы, среди которых выделяются три главных направления:

  1. основание бизнеса с самого начала, на базе своей собственной оригинальной бизнес идеи
  2. использование в своем бизнесе отдельных элементов и методов, частично заимствованных у конкурентов или партнеров.
  3. бизнес, полностью основанный на применении стандартов, технологий и методов других или используя коммерческую терминологию — на основе договора франчайзинга или франшизы.

Если первые два направления более менее знакомы большинству начинающих бизнес, то о франшизе и франчайзинге не многие имеют реальное представление. Такое незнание оказывается совершенно напрасным, так как именно эта форма ведения бизнеса больше всего подходит начинающим предпринимателям, которые не имеют ни достаточного опыта, ни знаний того, как работать на рынке.

В этой статье будет рассказано о том, что такое франшиза, как строится бизнес с использованием договоров франчайзинга, какие преимущества и недостатки у этой  формы бизнеса есть, а также приведены примеры наиболее успешных практик применения  франшизы.

Общее понятие о франшизе, принцип работы и сферы ее применения

При определении понятия франшиза следует принимать во внимание два момента.

  1. Первый — это юридический договор, по которому определяется порядок использования торговой  марки, корпоративного бренда, или технологии, в основе которого лежит заключение двухсторонних отношений между двумя сторонами — между владельцем торговой марки (франчайзером) и тем, кто ее арендует (франчайзи).
  2. Второй момент связан с чисто практической стороной дела, когда владелец торговой марки компании, бренда и связанной с этим деловой репутации, передает в аренду право (но не бизнес) пользоваться всеми этими активами арендатору — франчайзи. Платой за такое использование торговой марки (бренда) является роялти.

Чтобы было понятно, как это работает на практике, приведем простой пример

Допустим, имеется бизнес по производству пельменей под известной торговой маркой « Ильмень – Пельмень». Этот бизнес имеет сетевой принцип работы и свои стандарты качества, технологии, позволяющие ему быть лидером на рынке.

Чтобы не тратить годы на изобретение велосипеда и не создавать подобный бизнес с нуля, и тем более стать конкурентом уже раскрученного бренда, любой предприниматель может заключить договор франчайзинга с владельцем компании «Ильмень Пельмень»

что такое компания по франшизеЗаключив такой договор и уплатив роялти за франшизу, предприниматель получает не только право использовать известную торговую марку, но и ему открывается доступ к клиентской базе, которая является приверженцем товара именно этой марки. К тому же предприниматель получает технологию  качества, начиная от замеса теста, изготовления пельменей, упаковки и заканчивая тренингом  персонала, а также возможность пользоваться дилерской сетью франчайзера.

Как видно, принцип работы франшизы несложен. Самое главное, на чем строится успех подобного бизнеса — это узнаваемость торговой марки на рынке и наличие определенного количества  клиентов, способное обеспечить сбыт продукции или услуг.

У этого бизнеса на франшизе есть и вторая сторона — когда можно не приобретать франшизу, а самому стать владельцем торговых марок или франчайзером. Есть целое направление в этом бизнесе, когда предприниматель целенаправленно скупает известные торговые марки, приобретает патенты, авторские права, т.е. все то, что является объектом интеллектуальной собственности.

Имея такой портфель, состоящий из брендированных продуктов, франчайзер выходит на рынок и реализует все эти товары и бренды среди предпринимателей.

Основные виды франшиз и франчайзинговых договоров

Рынок авторских прав, предложения франшиз, довольно обширен и на  нем используются разнообразные схемы и типы взаимоотношений между контрагентами, владельцами торговых марок и брендов.

Все это разнообразие франчайзинговых схем можно условно разделить на 7 основных типов франшиз:

  1. Стандартная или классическая франшиза. Это наиболее часто используемый формат такого бизнеса, который включает в себя полное использование не только торговой марки, но всей технологической схемы франчайзера, используемой в его бизнесе. Это и стандарты качества, и финансовые методы, и подготовка персонала, и даже внешний вид фронт — офиса. Вся работа арендатора полностью контролируется франчайзером. Роялти оплачивается равномерно в течение всего срока действия договора, как правило, ежеквартально или ежегодно.
  2. Свободная франшиза. По условиям этого типа договора арендатор торговой марки волен сам определять наиболее оптимальный вариант работы на местном рынке. Франчайзер лишь контролирует ключевые факторы, позволяющие поддерживать престиж и репутацию бренда.
  3. Импорт замещающие франшизы. Этот тип франшизы связан с тем, что владелец торговой марки вместо того, чтобы самостоятельно создавать свою сеть на территории другой страны, использует локальные бизнесы для распространения своей продукции или услуг. Чаще всего это работает на рынке импортных товаров, когда вместо ввоза товара осуществляется его производство на территории страны — импортера.
  4. Серебряная франшиза (бизнес под ключ).Это самая дорогая, но в то же время и самая удобная форма франшизы, когда владелец торговой марки, например, сети магазинов, предоставляет в аренду полностью готовый  бизнес. Арендатору только остается поддерживать его функционирование на территории, обеспечивать владельцу торговой марки определенный уровень дохода или прибыли. Плата за такую франшизу состоит из двух частей – собственно роялти и паушальный сбор (отчисление части прибыли).
  1. Аренда бизнеса (частичная или в полном объеме). Аналогичная форма франчайзинга, что и в «серебряной» его разновидности. Единственное отличие заключается в том, что плата с франчайзи взимается не в виде привычной роялти, а в виде процентных отчислений от выручки или суммарной прибыли за квартал или год. Выгода для франчайзи очевидна — ему также не нужно создавать и тратить время на налаживание дела. Пользуется всем готовым. Ну а франчайзер получает свою гарантированную долю от прибыли, не переживая за текущее управление всем бизнесом.
  2. Мастер-франшиза (или еще называют «золотой»). Этот тип франшизы предусматривает предоставление франчайзи исключительных прав ведения дел под торговой маркой арендодателя (франчайзера) во всем регионе или городе. Такие, почти монопольные права, конечно, и стоят дорого, но и позволяют сразу пользоваться плодами всего рынка. Предназначена такая франшиза для тех бизнесменов, которые имеют хороший опыт ведения дел, в том числе и выбранной области, по которой заключается договор франшизы.
  3. Корпоративная франшиза. Это тип франшизы, по которой предусматривается открытие функционального подразделения основного бизнеса (материнская компания) под единой торговой маркой или выпуск товара под ведущим брендом. Основная задача арендатора (франчайзи) в этом случае состоит в том, чтобы строго следовать всем корпоративным стандартам производства, ведения отчетности, управление персоналом и построения взаимоотношений с клиентами. Фактически, такой тип франшизы предусматривает, что со временем предприниматель, начавший работать по такой схеме, постепенно становится интегрированным в общую корпоративную схему бизнеса и постепенно теряет свою рыночную самостоятельность.

Представленные основные виды франшиз, на практике редко используются в чистом виде. Обычно используется некоторая комбинация всех этих форматов, что зависит от целей предпринимателя и тех рыночных условий, в которых он находится.

В чем плюсы и минусы использования франшизы в бизнесе

Применение известной торговой марки, работа под известным брендом, несомненно, обладает тем преимуществом, что предпринимателю не нужно тратить годы труда на то, чтобы войти на тот или иной рынок, завоевать доверие клиентов, победить конкурентов. Все это сделал кто — то другой и остается только пользоваться плодами чужого труда, за определенную плату в виде роялти.

Кроме этого основного достоинства франшизы, также имеются еще и такие как:

  • фактически полное отсутствие риска, связанного с вхождением в рынок, так как брендом, торговой маркой уже пользуется определенный сегмент или рыночная ниша, имеются налаженные связи с поставщиками, клиентами и прочими контрагентами.
  • сравнительно короткий период срока окупаемости инвестиций в франшизу, так как отсутствует необходимость тратить время на «раскрутку» товара или услуги на рынке.
  • определенная имиджевая или рекламная поддержка со стороны основного владельца торговой марки или бренда. Это значительно снижает затраты на продвижение товара на рынке и прочие маркетинговые мероприятия.
  • предприниматель, получающий по договору франшизы право работать под той или иной торговой маркой, ко всему прочему, имеет доступ к определенной информации, с помощью которой он может быстро научиться эффективно работать на рынке, по более современным технологиям и методам.

Но кроме всех этих очевидных преимуществ, франчайзинговые схемы работы на рынке, имеют и свои недостатки, к которым следует, прежде всего, отнести следующие:

  • франчайзер предъявляет довольно жесткие стандарты ко всем кандидатам на работу под его брендом.
  • франшиза, особенно по — настоящему известных и стоящих товаров или услуг, имеет высокую цену  роялти, которая не всегда может быть доступна не только начинающему бизнесмену.
  • договор франшизы предусматривает довольно плотный контроль со стороны владельца торговой марки, что накладывает определенные ограничения на свободу ведения бизнеса со стороны арендодателя или франчайзера.

Чтобы оценить, как работает франшиза на практике, какие имеются плюсы и минусы, можно предложить вниманию читателей некоторые успешные примеры подобных франчайзинговый схем.

Например:

  1. Сетевой кофейный ритейлер «Кофе с собой». Это хорошо узнаваемый бренд сети кофеен различного формата (в том числе и мобильного – на фургонах и трейлерах), особенно в центральной части России.

Стоимость работы с этим франчайзером находится в пределах 100  — 500 тысяч рублей, в зависимости от торговой площади, формата подачи услуг.

  1. Ресторанная сеть «Сабвей». Это самый популярный среди начинающих бизнесменов формат бизнеса. Сроки окупаемости ресторанного дела намного выше, чем даже в продовольственном ритейле. Особенно в крупных городах, в деловых центрах. Стоимость франшизы этого бренда начинается примерно от 7 – 8 тысяч долларов.
  2. сеть магазинов «Оранжевый слон». Этот сетевой ритейлер в основном сконцентрирован на детских игрушках (конструкторы, лего). Стоимость франшизы этого сетевого бренда находится в пределах нескольких сотен тысяч рублей.

Это всего лишь вершина айсберга франчайзингового бизнеса и его потенциал только в России оценивается экспертами в сотни миллиардов долларов, не говоря уже о мировой экономике, где счет идет на триллионы долларов.

В заключение

Несмотря на относительную доступность работы по франшизе, все же стоит рассчитывать, что потенциальный партнер – франчайзер, владелец торговой марки, предъявит серьезные требования, как к бизнесу кандидата, так и к его личным качествам как будущего бизнес – партнера.

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

Ваше мнение, важно для нас!
Понравилась статья? Поделитесь.
Комментарии: 2
  1. Margery

    У выборе яхты стоит учесть чуть-чуть основных
    принципов. В первую очередь, что поделаешь сделать свой выбор от бюджетом.

    Далее необходимо выбрать верное расположение яхты для плавания на подневольности через этого, которую марину ваша
    милость станете использовать.
    Сверх того, эпохально учесть элемент (а) также миллезим постройки яхты.
    После всего, перед покупкой яхты следует провести тщательный торакоскопия и
    выверить былую историю обслуживания яхты.
    Разве что ваша милость ужас беретесь
    многоопытным моряком, так рекомендуется прилакомить квалифицированного спеца для апробации яхты.
    Обычно яхты торгуются помощью брокеров, что смогут угощение для вас
    подогнуть подходящую чтобы вас яхту.

    1. irg77.ru (автор)

      При выборе яхты нужно учитывать несколько основных принципов. В первую очередь, следует определить свой бюджет. Затем нужно выбрать подходящее расположение яхты для плавания и определить ее возраст и год постройки. Перед покупкой яхты необходимо провести тщательную проверку и проверить историю ее обслуживания. Если вы не являетесь опытным моряком, рекомендуется привлечь квалифицированного специалиста для проверки яхты. Обычно яхты продаются через брокеров, которые могут помочь подобрать подходящую для вас яхту.

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.